Разрешите нескромный вопрос: «Какая у вас зарплата?»
Прошу прощения, я знаю, что в нашем обществе не принято задавать такие вопросы даже близким людям. При этом в нашем обществе принято измерять собственный успех (и успех соседа) именно уровнем оплаты.
В своей книге «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» Дэвид Майстер описал ситуацию, когда он в конце первого года на рынке консалтинга посмотрел на себя в зеркало и оценил себя с точки зрения бизнеса. Оказалось, что его отчет о прибылях и убытках за этот год был потрясающим, а баланс был настолько отвратительным, что ему стало страшно за своё будущее. К чему относится ваша зарплата? Правильно, к отчету о прибылях и убытках.
А что тогда измеряет баланс? Давайте рассмотрим одну сторону баланса — активы. Это то, что обеспечивает вам доходы в будущем. Хорошие активы могут создаваться длительное время, но потом долгое время приносить доход. Другая сторона баланса — это пассивы, источники ваших активов. Упрощенно говоря, это ваши собственные вещи или вы приобрели их в кредит.
Как же оценить наш баланс? По мнению Майстера, к активам можно отнести всего две вещи: 1) наши знания и опыт и 2) наши отношения с клиентами. Поразительно, как мало внимания мы уделяем нашим активам. Чаще всего, мы слабо представляем какой именно актив влияет на размер нашей зарплаты (вознаграждения, часовой ставки). И совсем редко мы садимся и составляем перечень всего, что может генерировать доход.
Это упражнение я и предлагаю вам сделать для определения одной из составляющих точки А, вашей отправной точки. Постарайтесь перечислить все свои активы пригодные в бизнесе — это могут быть деньги, здание, машина, оборудование. Но, скорее всего, это ваши знания, навыки, опыт и то, что называется «капиталом идентичности» — особые проекты, выделяющие вас из серой толпы.
Отдельное внимание важно уделить отношениям с клиентами. Или с потенциальными клиентами. Удивительно, как мало профессионалов имеет простой список всех своих клиентов. Я уже не говорю о шкале, измеряющей отношения с ними (от 1 до 10) и о сознательных усилиях по улучшению этих отношений. Моя находка — это CRM (customer relationship management) система amoCRM. Очень простая, интуитивно понятная и бесплатная для компаний с 3 и меньше работниками. Только вчера я закончил анализ своих 770 контактов, поздравил многих с новым годом, а с кем-то восстановил отношения, что принесло мне огромное удовольствие.
После того, как вы определили свои активы, разумно будет понять как их укрепить и увеличить. Тут возникает такое понятие как инвестирование. Вы сознательно инвестируете часть своего дохода в приобретение активов. Что это может быть? Новые знания, приобретение навыков, необычный опыт, углубление отношений с клиентами. Сколько новых активов вы приобрели в прошлом году? Во что вы планируете инвестировать в 2015-м?
Надеюсь, что понимание своих активов поможет вам лучше осознать, что приносит вам доход и как сделать этот доход устойчивым.
Активной вам недели!