Экономика добра и зла

Добро и зло
Благодаря Константину Ремчукову, который каждую неделю рекомендует на Эхо Москвы прочитанные им книги, я получил большое удовольствие от 500 страниц книги Томаша Седлачека «Экономика добра и зла».

Проучившись 4 года на экономическом факультете, я до прочтения этой книги не задумывался над тем, что такое экономика. Для меня она была чем-то связаным с деньгами, бизнесом, государством и статистикой. Томаш же, известный чешский экономист, пытается постичь суть экономики и для этого возвращается к самому началу — первому литературному произведению «Эпос о Гильгамеше», написанному более четырех тысяч лет назад. Затем, последовательно исследуя Ветхий завет, Древнюю Грецию, Новый завет, картезианство и других философов и экономистов вплоть до современных, он рассматривает экономику с различных точек зрения, чтобы привести нас к мысли, что экономика — это не столько математика, сколько этика и философия.

Если задуматься, то, действительно, экономика, как управление хозяйством, существовала с самых древних времен. Томаш даже отмечает, что первородный грех по сути своей можно рассматривать как потребительский. Ева захотела определенный товар, и они с Адамом употребили его в буквальном смысле слова :). Заглядывая глубже, автор приходит к мысли, что первородным грехом можно назвать человеческую неудовлетворенность: Адам и Ева ни в чем не нуждались в райском саду, они захотели попробовать запретный плод из-за какой-то недостаточности.

Эта же неудовлетворенность раздувает наши желания и сегодня: как говорил Нельсон, «по самой природе человек неудовлетворен тем больше, чем ему лучше». Из-за того, что мы хотим все больше и больше, нам приходится работать сверх всякой меры, тратя большую часть времени своей жизни на добывание того, что нам, по сути, не нужно.

Сложно передать содержание объемной книги на одной странице. Скажу лишь, что я смог увидеть историческое развитие не только экономики, но и всей человеческой мысли. Автор затрагивает острые этические вопросы, например, окупается ли добро, существует ли прогресс, излечимы ли человеческие пороки? Читая ответы Платона, Аристотеля, Декарта или Адама Смита, я глубже понял и сегодняшнюю реальность и свою собственную жизнь.

Так, я по другому взглянул на отдых — автор приводит пример заповеди о соблюдении субботы из Ветхого завета, когда Бог использовал седьмой день, чтобы отдохнуть и насладиться своим трудом. Это не было необходимостью или следствием усталости. Это было особое время покоя, день радости и удовольствий. Автор отмечает, что в современном мире мы воспринимаем отдых лишь как передышку для измученного механизма, а свободное время используем, чтобы доделать какие-нибудь дела. И сам отдых превратился в отпуск, «как будто бы нам кто-то должен дать разрешение/отпустить (начальство, система или мы сами себя?)».

Также, я с удивлением обнаружил, что математика, которой я так обязательно хочу научить своих детей — это лишь абстрактная модель, не имеющая отношения к реальному миру. И что, как любая модель, она имеет свои ограничения, которые важно учитывать, например, в той же экономике. Потому что модель работает лишь при соблюдении особых условий, которые в реальной жизни практически не встречаются. Из-за этого современные экономические теории не могут объяснить нам выход из кризиса с помощью сухого языка математики. Такая экономика становится бездушной. Томаш призывает к изучению души экономики, которое дало бы нам ответы на то, как справляться с безудержным желанием людей к росту и потреблению, что такое хорошо и что такое плохо. Для себя я понял, что мне важнее научить своих сыновей тому как отличать добро от зла, чем еще одной математической формуле.

Сильно рекомендую эту книгу! Там еще много всякой мудрости: как деньги могут перемещаться во времени, откуда берутся желания, кто такие герои, чего боятся люди и другие интересные мысли.

/ / / /

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>