Директор. Вице-президент. Председатель. Топ-менеджер. Такие манящие, радующие глаз и сердце титулы.
Обычно, эти должности связывают с огромной до неприличия зарплатой и статусной машиной. Мало кто догадывается, что высокий пост означает повышенную ответственность и новые навыки. О том как стать эффективным топом мы и поговорим сегодня.
Как вы понимаете, понятие топ-менеджер достаточно размыто. Как правило, к ним относят первого руководителя и его прямых подчиненных. Скорее всего, топ-менеджер возглавляет то или иное направление и занимается стратегическими вопросами. Как раз со стратегии я хотел бы начать — если на предыдущем уровне стратегия спускается руководителю сверху, то топ-менеджеру важно самому задавать вектор развития в долгосрочной перспективе. Для меня, долгое время проработавшего в бэк-офисе, разработка стратегии означала смещение фокуса с организации на окружающую её среду — на экономику, демографию, конкурентов, потребителей. Целый мир! Как же в нем не потеряться? Лично мне сильно помогла привычка регулярно читать деловые издания (спасибо «Панораме» и «Ведомостям»). Через какое-то время начинает складываться картинка, ты видишь примеры конкретных предприятий, читаешь аналитику. Еще мне помогла учеба — после АССА я решил расширить кругозор и получил сертификат маркетолога в британском CIM (Chartered Institute of Marketing).
Еще один пункт я бы добавил про кругозор. Обычно, карьерный рост происходит в рамках какой-то функции — финансов, маркетинга, HR и так далее. Со временем, у специалиста сужается фокус — он начинает смотреть на мир глазами профессионала. Однажды, в конце рабочего дня я «на автомате» проверил оставленный на принтере лист на предмет конфиденциальной информации. Тогда я осознал, что означает профессиональная деформация. Топ-менеджеру важно преодолеть этот взгляд, который до этого характеризовал его как профи. Важно услышать другие функции, захотеть понять их и научиться у них. Мне было проще — во внутреннем контроле я видел все функции насквозь и со многими был в хороших отношениях. Сложнее было создать синтетический цельный взгляд на бизнес. Здесь я бы всем рекомендовал книгу «Построение бизнес-моделей» — она помогает легко и наглядно увидеть ваш бизнес.
Легко и наглядно — это про следующий пункт. Презентации. Кому-то очень сложно дается этот навык. Профессионалы привыкают оперировать большим количеством данных и переписываться по электронной почте. Когда необходимо из огромного Excel файла создать три слайда и презентовать их региональному руководству — у некоторых возникают сложности. Четыре правила: 1) лучше меньше, чем больше, 2) используйте читаемый шрифт и буллет-пойнты, 3) придерживайтесь простых цветов, простых иллюстраций и простой анимации, 4) презентуя, рассказывайте историю, а не читайте то, что у вас на слайде. Помните — это просто навык, который улучшается многократным повторением.
Last, but not least. Становясь топ-менеджером, вы получаете первое лицо в качестве вашего руководителя. Первое лицо — это особая история. Он мыслит стратегически, видит весь бизнес, понимает суть и много делегирует. Вам важно понять его логику и взгляд. Приносить решения, а не проблемы. Спрашивать про долгосрочную стратегию, а не про тактические задачи. Уметь говорить на языке финансов. Справившись с этим, вы сможете легче общаться и с другими директорами. Не забывайте, что наверху большую роль играет не только бизнес, но и отношения. Недостаточно иметь безупречную логику, важно обладать доверительными отношениями. Мне не всегда нравилась излишняя политизированность бизнеса, но вряд ли вы сможете обойтись без союзников и понимания мотивации ключевых игроков при продаже своей стратегии.
Итак, вы стали топ-менеджером! Поздравляю, вас ожидает много интересного!