Два дня назад на предпринимательском форуме я предлагал собственникам бизнеса подумать над эффективностью самого
С моей точки зрения, любой бизнес — это взаимодействие собственника и клиента. Всё остальное: производство, товары, услуги — это лишь посредники в этом взаимодействии. К сожалению, многие предприниматели видят лишь внешнюю сторону этого общения — клиента. Ведь человеку сложно увидеть себя со стороны и понять как построить бизнес, отражающий не только рыночные требования, но и его личные особенности.
Если вы посмотрите на картинку из книги Стивена Кови «8 навык», то увидите, что уникальность человека, его «голос» лежит в середине четырех кругов: его талантов, его страсти, его совести и потребности рынка. Заметьте, что только один круг принадлежит рынку, остальные три говорят о вашей личности, личности собственника.
Вы можете легко проверить, насколько ваш бизнес настроен на ваш личный голос. Когда в последний раз вы отказывали клиенту потому, что он просил вас сделать то, в чем вы не сильны? Когда в последний раз вы сказали клиенту «нет», потому что вы не пылаете страстью исполнить его заказ? Когда в последний раз вы отказались от работы, потому что вы не почувствовали, что служите ему, людям, человечеству в целом? На семинаре я не увидел ни одного примера таких отказов и, в то же время, много задумчивых лиц, погруженных в себя.
«А насколько важно это с точки зрения прибыльности бизнеса?»- последовал закономерный вопрос. Представьте себе две конкурирующие компании. Одна занимается тем, что умеет делать очень хорошо, её работники счастливы заниматься именно этим заказом, и при этом они ощущают, что через свою работу они улучшают мир вокруг. Вторая берется исполнять то, что не соответствует её сильным сторонам, у работников работа вызывает не радость, а сомнения в том, что всё это имеет смысл. Догадайтесь, кого выберет клиент для повторного заказа? Кого он порекомендует своему другу?
Кажется, что это очень простые и понятные вещи. Но их не так просто применить. Почему? Назовите мне прямо сейчас 5 ваших талантов! Сложно? Вспомните, что никто нас не спрашивал, чего мы хотим — ни в детском саду, ни в школе, ни в университете и, тем более, на работе. Расскажите мне о смысле вашей жизни, о том, как вы служите людям?
Важно ответить на эти вопросы прежде, чем вы сможете применить их в своем бизнесе. Для большинства людей это сложнее, чем продать, найти деньги или мотивировать работника. Счастливые единицы, кто сможет это сделать, получают силу, которая изменяет их бизнес и их жизнь.