Надо, Могу, Хочу, Надо

Поза лотоса

С темой мотивации мы так или иначе регулярно сталкиваемся на работе. Будь то самомотивация, мотивирование подчиненных или успехи целой страны. Олег Вьюгин, российский банкир, в своем недавнем эфире на Эхо Москвы высказал мысль, что даже экономика Советского Союза потерпела крах из-за недостаточной мотивации работников (http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/1496454-echo/).

Со своей стороны, продолжая тему перехода от наемника к предпринимателю, хочется подчеркнуть важность этой темы для начинающего собственника. Многие наемники, не задумываясь, начинают бизнес в областях, им неизвестных или неинтересных. Они легко переносят свой привычный способ работать в свой бизнес. Мне кажется, что этот способ, когда ты «делегируешь» своему руководителю, скажем так, подбадривать себя двигаться, становится совсем деструктивным в своем деле. Только барону Мюнхгаузену удавалось вытащить себя за волосы из болота. Остальные продолжают тратить уйму энергии на то, чтобы каждое утро преодолевать свое нежелание работать.

Я бы хотел рассказать о своем понимании мотивации. Оно состоит из четырех этапов — надо, могу, хочу и надо. Первый этап всем нам знаком как и слово, его характеризующее — «надо». В основе этой мотивации лежит страх. Страх потерять работу, не получить повышение, не накормить детей, проиграть конкурентам, потерять вложенные деньги. Надо сказать, это очень действенный мотиватор и очень полезный в самом начале пути. Начинающий предприниматель, вложивший свои (а то и заемные) деньги в бизнес, закономерно боится их потерять, и это отлично двигает его вперед. На этой энергии он быстро восстанавливается после неудач, осваивает недостающие навыки и развивает бизнес.

С другой стороны, страх — это очень дорогой мотиватор. Он щедро забирает внутренние ресурсы, давит на психику и стирает краски жизни. Я знаю нескольких успешных владельцев бизнеса, которые продолжают работать из страха всё потерять. В конечном итоге, они рискуют перегореть и за бесценок отдать этот самый бизнес, в который инвестировали годы своей жизни.

Когда владелец стартапа делает первые успехи, включается другой мотиватор — «могу». Даже «могу!!!» Бизнес становится увлекательной игрой, где можно разрабатывать разные стратегии и измерять успех в денежных знаках. Ведь столько еще можно сделать, и, главное, отлично получается! Зачем же останавливаться?! Это же повторяют покупатели, инвесторы, партнеры, друзья. Начинается бесконечная гонка за следующий уровень игры.

На этом этапе, ощущение внутренней силы может помочь перейти от внешней мотивации страха к внутренней мотивации — «хочу». Но мотивация «хочу» включает в себя не только бизнес. А также семью, отдых, друзей, чтение, хобби. В какой-то момент «хочу» может перебить многолетнее «могу», и человек срывается в дауншифтинг. Таких я часто встречаю здесь, на Ко Пангане — райский остров, тепло, солнце, море и никаких напрягов.

Что же может вернуть человека в снежную зиму? :) Для многих, это первый мотиватор — заканчиваются деньги, и «надо» возвращаться на заработки. Но здесь речь о других. Для тех, кто может и хочет, всегда найдутся возможности организовать свою жизнь в относительном благополучии. Я бы хотел сказать о последнем мотиваторе. Это осознанное «надо». Не из внешнего страха, но из внутреннего осознания своего предназначения, своей миссии. Это «надо», которое наполняет жизнь смыслом и сдвигает «хочу» с пьедестала.

Является ли последнее «надо» идеальным мотиватором? Верю, что нет. Мне кажется, что ответ в правильном балансе всех этих надо, хочу и могу. Тогда вы сможете заниматься тем, что можете, чем хотите и в чем видите смысл. Ну, а внешнее «надо» будет периодически выбрасывать вас из зоны комфорта для дальнейшего развития и поиска очередного баланса. :)

/ / / /

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>